РУССКАЯ ГЕРМАНИЯ, 12-18, июля, 2004. оригинал статьи лежит здесь


Сергей ПРОКОШЕНКО

9 июля в курортном пригороде Любека откроется 3-й международный фестиваль песочных скульптур SandWorld-2004, одно из крупнейших в мире мероприятий подобного рода. Его темой стала на этот раз история олимпийского движения. Среди 75 приехавших в Травемюнде со всего света скульпторов есть также представители России и Украины. Читатели «РГ/РБ» имеют возможность заглянуть за кулисы предстоящего события и посмотреть на фестиваль глазами его главных действующих лиц.

История древней Олимпии и современных Олимпиад будет представлена в виде скульптурных изображений ее героев – античных и нынешних спортсменов, а также узнаваемых архитектурных символов олимпийских столиц современности – Афин, Парижа, Лондона, Москвы...
«Мифы Олимпии» – это третья экспозиция, раскинувшаяся в Травемюнде на площади 10 000 кв. м. В прошлом году темой фестиваля были «Чудеса света», привлекшие в песочный городок рекордное количество зрителей – 451 000. Так что сама бизнес-идея хотя и лежала на поверхности, но была построена отнюдь не на песке, а на граните вполне коммерческого расчета. В SandWorld-2004 вложен примерно миллион евро, и организаторы надеются получить прибыль. Конечно, если погода не помешает: лета у нас на Севере до сих пор нет, и дождь идет в среднем каждые три часа, так что посетителей в этом году может быть меньше, чем в прошлом.

Команда

Организатором песочных фестивалей в Травемюнде является местная фирма Luebeck und Travemuende Tourist-Service GmbH, но сама идея родилась в Голландии.
Впрочем, если быть совсем точным, то в США конкурсы песочной скульптуры проводились еще в начале ХХ века. Но в 1991 году студенты архитектурного факультета Технического университета в Дельфте впервые в Европе построили городок из песка в голландском курортном местечке Шевенинген. На базе этой первой группы энтузиастов и появилась вскоре Inaxi Holland – мощная команда профессионалов и любителей, в которую уже входят полторы сотни мастеров песочной скульптуры со всего света, создающих композиции для фестивалей в разных странах мира – Франции, Бельгии, Германии, Китае...
Но больше всего песочных фестивалей проходит в самой Голландии, которая благодаря им уже не раз попадала в Книгу рекордов Гиннесса. Например, в 2001 году в курортном городке Альмере была создана самая высокая в мире песочная скульптура высотой в 20,91 метра.

В Травемюнде в этом году приехала примерно половина команды Inaxi Holland.
В составе творческой бригады наряду с представителями других стран были скульпторы из России и Украины. Мне приятно было узнать, что Владимир Кураев и Андрей Кудрин (на фото слева направо) входят в мировую элиту песочных мастеров. Ваш корреспондент провел с ними часть их рабочего дня.
И первым делом, естественно, поинтересовался тем, как песочная скульптура уживается с плохой погодой. Оказалось, что мастера в своей работе действительно не используют ничего, кроме песка и воды, поэтому дождь и ветер могут нанести ущерб еще незаконченной композиции: совсем недавно пострадала главная башня с «олимпийским огнем», фасад которой от дождя съехал вниз и его пришлось срочно восстанавливать.

Однако после завершения работы над композицией ее обрабатывают специальным жидким клеевым раствором. Сильно разведенный клей типа ПВА становится прозрачным и образует на поверхности песка тонкую, едва заметную пленку. С одной стороны, она предохраняет песок от дождя и ветра, а с другой – не дает ему быстро высохнуть.
Благодаря этой пленке скульптуры противостоят непогоде, сохраняя форму в течение нескольких месяцев фестиваля. Повредить их способны разве что сильный ливень или ураган, однако организаторы готовы и к этому: начеку несколько дежурных скульпторов, готовых вернуть композициям первозданный вид.
А если погода нормальная, то песочные городки под открытым небом способны стоять долго: рекорд их прочности в Голландии составляет год и девять месяцев, в Калифорнии – даже два года.


Владимир Кураев, Москва

– У меня все началось с того, что в детстве я на спор съел кусок пластилина. Кем после этого я мог стать, если не скульптором?

– Но были же, наверное, какие-то куличи в песочнице или снежные бабы?

– А как же! Мой сосед по коммунальной квартире устраивал для нас во дворе детский конкурс, и я там за какого-то крокодила получил однажды первый приз. Конечно, песок для меня – это хобби. Скульптуре я учился в общей сложности 14 лет, окончил Суриковский институт, потом еще 15 лет преподавал скульптуру и композицию в лицее при Академии художеств. Выставляюсь в московских галереях, иногда на песочные конкурсы привожу и свои обычные работы. Предпочитаю бронзу и камень, особенно мрамор. Мне кажется, что скульптор обязательно должен работать с камнем.

– Можно сказать, что ты и в данном случае работаешь с ним: ведь песок – это просто измельченный камень. И когда ты начал участвовать в песочных фестивалях и конкурсах?

– В 1996 году в Москве состоялся первый международный конкурс, на котором я занял второе место. Потом стали приглашать по всему миру – от Китая и Японии до США и Канады. Вот скоро собираюсь в Австралию, где пока еще не был. За эту работу нам платят, к тому же можно поездить по всему миру за счет организаторов.
– А эти «взрослые игры в песочнице» дают тебе что-то в творческом смысле?

– Конечно. Это и разминка для рук, и возможность держать себя в форме, и наброски для будущего. Поэтому работаю не только с песком, но и со льдом и снегом.

– И что больше нравится?

– По цвету – снег, в этом смысле он похож на мрамор. У льда другая специфика: надо учитывать его прозрачность. А в песке можно за пять дней сделать работу, которую в бронзе за такой срок никогда не сделаешь. И если она получается удачной, ее потом просто переводишь в другой, более долговечный материал.

– В Травемюнде, как я понял, ты впервые. А откуда сюда приехал?

– Из Венеции. Нас уже третий или четвертый год туда приглашают недельки на две. Там проходит традиционный конкурс профессионалов, участвуют только лучшие. Отель на берегу моря, никто никого не торопит. И погода совсем другая.

– Да, с погодой здесь вам явно не повезло. А после Травемюнде куда?

– В Голландию, там проводят фестиваль на тему «Индейцы и ковбои».

– Время для творчества у тебя остается при такой жизни?

– Я уже могу позволить себе выбирать, куда ехать, а куда нет. Видимо, нахальнее стал. Или, может быть, ленивее.

– А у песочных фестивалей в Москве какой уровень?

– На мой взгляд, скорее любительский, и нет такого масштаба. Чуть получше ситуация с ледовой скульптурой. Поэтому мы организовали свою художественную фирму, этакое содружество художников Fine Art Concern (www.artconcern.ru), и второй год пытаемся организовать в Москве фестиваль, пригласив на него лучших скульпторов, которых знаем лично. Но пока трудно найти спонсоров: для многих фестивали песочной скульптуры – это что-то несерьезное. Хотя по своей выразительности это грандиозная вещь.

– Насколько разные требования у организаторов фестивалей?

– Кто-то требует от нас только работы и не занимается нашим досугом, кто-то планирует для скульпторов культурную программу, и тогда нас вечерами куда-то вывозят отдохнуть. Но это все мелочи: главное – все же работа, причем работа без выходных. График плотный: бывает, просят даже ночью выйти за двойную оплату. А подход везде примерно один – сделать что-то красивое, чтобы оно привлекало людей.

Эпилог

...В половине седьмого вечера мастера укрывают свои незавершенные работы полиэтиленом: опять собирается дождь. Когда фестиваль откроется, наших парней здесь уже не будет: они уедут в Голландию на очередной фестиваль. Но их работы останутся в Травемюнде до 5 сентября, а после этого – в нашей памяти.

От редакции. SandWorld-2004 будет открыт с 9 июля по 5 сентября ежедневно: с понедельника по четверг с 10.00 до 23.00, с пятницы по воскресенье – с 10.00 до 24.00. Билеты стоят 6 евро для взрослых и 3 евро для детей 5 – 11 лет, для семей и групп скидки. В стоимость билета входит цена паромной переправы на полуостров Привал и обратно. Более подробная информация – на сайтах: www.luebeck-tourismus.de, www.sandworld.de.




design: Malyshev Eugeny